Логотип Театра "Суббота"

Сочинение про взросление, или это – про нас

Авторы: Оксана Полуничева, Ирина Крахмалева

Интернет-портал «Info-orel.ru»: 9 июня 2017 г.

Источник: Интернет-портал «Info-orel.ru»

Вечером 8 июня на большой сцене «Свободного пространства» питерский театр «Суббота» (ведёт свою историю с 1969 года) представил «Пять историй про любовь» по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» в режиссуре Татьяны Ворониной (г. Москва).

Татьяна Воронина, приехавшая в Орёл, нам рассказала о том, как рождалась её постановка: «В театре «Суббота» я приглашенный режиссёр. Спектакль поставлен три года назад. Я его давно не видела.  Это мой первый опыт сотрудничества с театром «Суббота». Но есть у меня там ещё одна постановка – «Спасти камер-юнкера Пушкина». Пьеса Исаевой мне понравилась тем, что в ней можно много сочинять на сцене, использовать игровой театр – это эстетика театра «Субботы». Он игровой и музыкальный, со своей очень честной театральной религией.  Пьеса эта очень «субботинская».  Мы весь спектакль сочиняли вместе с актёрами. Никакой режиссёрской директивы не было. Зритель уже четвёртый год ходит на этот спектакль и не устаёт. Потому что там – всё про людей и всё просто. Спектакль я в какой-то степени посвятила своим родителям, молодости, детству. Поэтому я не стала придавать пьесе современного решения. Для меня «Пять историй про любовь» – это ретро во всех смыслах.  Сейчас у меня уже другой театральный язык. Так что для меня это уже «вчера». Можно было бы поставить по-другому. В жизни всё не так сентиментально».

… Детство – это такое состояние, когда ты как будто на чемоданах. Всё вроде бы хорошо в сегодня и теперь, но сердце щемит от ощущения предстоящего путешествия по жизни. Всё время хочется вскочить и мчаться на станцию, чтобы успеть на поезд. А куда спешить? Ну как же, все стремимся повзрослеть. Тем более что «большие» всё время подстёгивают, гонят на «вокзал»: «А вот когда ты будешь взрослым…», «Подрастёшь – поймёшь!». А какого направления поезд выбрать – тут уже загадка. И, чтобы набраться опыта, мы начинаем скупать билеты… На иной раз совсем не подходящие нам поезда…

Самая интимная история из тех, что один человек может поведать другому, – это история детства,  детских переживаний, мыслей, чувств, первого восприятия окружающего мира.

Сюжетную канву нам помогает разворачивать с высоты прожитых лет – с высокого стула, словно немного отстраняясь от пережитого – главная героиня, Лена повзрослевшая (Анна Васильева). И её воспоминания настолько точны и полны, что они снова превращаются в настоящее, которое маленькая Лена (Кристина Якунина) доверяет не только лучшей подруге – Маме (Марина Конюшко), но и всему зрительному залу. И на наших глазах раскрывает становление маленького человека – в его желании стать знаменитостью, в её опыте общения с мамой, друзьями,  в поисках себя на творческом поприще, в первой несчастной любви… В общем, перед нами – становление Личности. Советского периода истории. И герои действуют именно в этой условной временной реальности.

В линию жизни Лены вклиниваются другие женские историю (про войну, предательство и прощение, про страхи встречи с прошлым и надежду на то, что всё ещё впереди). Эти пять историй – и рассуждение, и повествование, и услышанный рассказ… Сама форма – школьного сочинения – это такая интересная придумка автора пьесы изложить биографию героини через рассказы начинающего писателя на занятиях в литкружке. И всё, что происходит с персонажами, так похоже на нас самих.

В «Пяти историях…», пожалуй, впервые на орловском фестивале музыка становится отдельным персонажем. Это не просто фон для происходящего, не способ задать с помощью Оркестрика (Виктор Кренделев, Сергей Линьков, Элина Тимковская) ностальгическую тональность исполнением музыки и песен из 60-х и 70-х. Это эпоха в её трансформации, это мир, смотрящий в глаза Лене и её попутчикам по жизни.  

В спектакле задействованы всего семь артистов. Но действующих лиц в постановке больше. Как будто перед нами вереница лиц – из людей, которых на вокзалах обычно много. Перевоплощения в нескольких характерных персонажей актёрам удаётся добиться с помощью, как показалось, прекрасного владения театральными приёмами. Очень понравились эпизоды, когда Мама Лены, точно вслед за Солохой, измудряется спасти пьяного коллегу от дамы из Минкультуры; когда Лена передумывает-передаривает любимую куклу подруге; когда Баба Рая (Анастасия Резункова) уходит с минного поля на фронте, а потом переживает неудавшуюся влюблённость; когда Учительница (Татьяна Кондратьева) раздаёт задания участникам литературного кружка…

Клоунские носы, воздушные шарики, клубки вязальных ниток, чемоданы, бескозырки, проигрыватель с пластинкой, телефоны – вот и все детали, которые в распоряжении артистов. Совершенно точно этот спектакль достоин того, чтобы быть отмеченным за прекрасный актёрский ансамбль. Как взаимодействуют артисты, как они вливаются в интонации друг друга! Такая игра заслуживает уважения и громких аплодисментов.

Постановка исполнена лиризма – знаете, такого тонкого, что с трудом поддаётся описанию. В ней много душевного тепла, нежности, очень искреннего и сильного юмора и жизнеутверждающего начала. Несмотря на жизненные неурядицы, неудачи в любви героини открыты миру, ищут гармонию, танцуют и не перестают любить. Было ощущение, что мы провели вечер в компании близких друзей разных поколений, с которыми одинаково легко и пошутить, и погрустить, и поговорить, и помолчать. И захотелось приблизиться к ним ещё больше, внести не только лепту молчаливого согласия с происходящим, захотелось действовать – поднять весь зал, чтобы дотянуться рукой до звонка на двери того, кто был другом детства Мамы, чтобы в чьей-то судьбе поскорее наступили ясные дни…

Из аннотации к спектаклю: «”В любви надо признаваться!” – говорит Лене её Мама. Это главный урок, который мы должны успеть усвоить вместе с героями спектакля…». После двухчасового погружения в воронинско-исаевские «Пять историй…» захотелось признаться в любви к тем, кто работал для нас на сцене.

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!